Главная

Введение
История создания
Подробнее
Отличия технологии
Программные средства

Обучающие курсы

Условия приобретения

Что нового?
Разработчикам

Публикации

Выставки

Готовые решения

Личные страницы сотрудников

Скачать


 
Этапы Большого пути Miracle

Этапы Большого пути
Или как подходить к организации работ по созданию информационной системы

       Любое современное предприятие использует в своей повседневной практике вычислительную технику и разнообразное программное обеспечение. По мере изменения некоторых условий (появление новых требований к производству, учету, управлению и т.п.) возникает необходимость в новых программных продуктах или информационных системах.

Решается возникшая проблема, как правило, несколькими способами:

  1. Приобретение готовой системы;
  2. Приобретение системы с проведением работ по ее адаптации к требованиям предприятия;
  3. Разработка программного продукта собственными силами;
  4. Размещение заказа на производство программы.

       В данной статье рассматриваются проблемы, возникающие при проектировании информационной системы, а также при размещении заказа на производство в сторонней организации. Вопросы, связанные с оценкой потребности в новой разработке ИС, с оценкой готовых комплексов и мотивации в пользу того или иного способа не рассматриваются.

       "Разработка информационной системы" - это не только работа по программированию пользовательских приложений, но и большой комплекс мероприятий, ориентированных на гарантированное изготовление конечного продукта. Поэтому, разработку ИС следует рассматривать как производство. И как любое другое производство, изготовление информационных систем на заказ имеет характерные этапы, не соблюдение или исключение которых может произвести к неблагоприятным результатам.

       Общая схема производственного цикла может быть выражена следующими этапами:

  1. Предпроектное обследование;
  2. Формирование технического задания;
  3. Проектирование пользовательских приложений;
  4. Тестирование;
  5. Опытная эксплуатация;
  6. Внесение корректировок;
  7. Сдача работ.

       Каждый этап имеет свое назначение, и поэтому попытки исключения или некорректного выполнения любого из них может привести к отрицательным результатам. Наиболее ответственными являются "предпроектное обследование" и "формирование технического задания". На практике, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя возникают попытки умышленно принизить значимость или даже исключить эти этапы. Как правило, каждая из сторон считает накопленный ранее опыт достаточным для формализации требований к техническому заданию.

       Однако остановимся на этом подробнее. Рассмотрим наиболее распространенные предубеждения, свойственные заказчикам и исполнителям на этапе предварительного взаимодействия.

Таблица 1. Предубеждения, свойственные заказчикам и исполнителям
Заказчик Исполнитель
1. Имеет собственное мнение "Что надо". 1. Имеет опыт, необходимый для решения проблем в рамках поставленной задачи.
2. Имеет собственное мнение "Как надо", т.е. уверенность в "полном" понимании бизнес-процессов на предприятии. 2. Владеет информацией о технологиях, подходах и способах построения аппаратно-программных комплексов, программного обеспечения, ведения проектов.
3. Уверен в "уникальности" процессов по отношению к профильным предприятиям. 3. Имеет опыт использования механизмов проектирования и программирования информационных систем.
4. Уверен в способности определить точное значение продолжительности работ. 4. Имеет опыт проведения консалтинговых работ.
5. Не стремится к смене установленных правил, методик, подходов. 6. Часто не рассматривает второстепенную, но существенную для структуры системы информацию о предприятии заказчика.
6. Имеет предубеждения (отчасти обоснованные) к консалтинговым предложениям. 7. Проектирует структуру информационной системы, в большей степени, на основании собственных представлений.
7. Неохотно включается в процесс проектирования технического задания, связанного с разработкой всех алгоритмов и методов. 8. Игнорирует организацию "тестирующего конвейера" для разрабатываемой системы.
8. Проявляет активность в получении "результата", и пассивность в постоянной поддержке "взаимоотношений" на всех этапах работ. 9. Зачастую недооценивает необходимость интеграции стороннего программного обеспечения в проектируемую систему.
9. Имеет целый ряд дополнительных "сдерживающих" факторов. 10. Часто, допускается не правильный выбор "уровня решений" по отношению к "уровню решаемой задачи".
10. Использует штампы, словосочетания и т.п. принятые на предприятии, т.е. своеобразный язык для описания производственных процессов (Метаязык -1) 11. Использует штампы, словосочетания и т.п принятые в собственной профессиональной среде, т.е. своеобразный язык для описания структуры систем (Метаязык -2)

       Таким образом, до начала проведения работ неявно присутствует потенциальный "конфликт взаимодействия" между заказчиком и исполнителем. Для разрешения данного конфликта можно предложить несколько путей. Рассмотрим наиболее типичные из них.

Таблица 2. Некоторые, применяемые меры по избежанию возможных конфликтов между заказчиком и исполнителем

"Четкий договор"
Положительные моменты Отрицательные моменты
• Описывает многие детали взаимодействия, объемы и механизмы выполнения работ; дает точное описание ожидаемых функциональных характеристик производимого продукта (продуктов). •  Содержит трудоемкий блок, связанный с описанием точных спецификаций на производимый продукт, повышает вероятность "упущения" существенных моментов.
•  Содержит достаточно "формальные" требования, отвечающие общим потребностям, но не обеспечивающие "частные" задачи.
• Ориентирован на обеспечение заданных определений, которые не всегда точно отражают "реальные", неформализованные требования.
• Имеет, как правило, длительный срок, что затрудняет внесение корректировок.
"Четкое техническое задание"
•  Содержит максимально "полное описание" проектируемой информационной системы. •  Отражает "пожелания" относительно того, что необходимо, но не спецификации того, "как" создать систему (если ТЗ подготовлено Заказчиком)
• Отражает "начальный" уровень понимания того, "что надо" в свете того, "как это предполагается решать" (если ТЗ подготовлено Исполнителем)

Результат: Программное обеспечение отвечает "общим" требованиям. Неявно выраженные требования Заказчика так и не решены. Пользовательские приложения "не адаптированы" под реальные потребности. Программное обеспечение соответствует техническому заданию, а само ТЗ соответствует договору, но договор имеет обобщенные черты. Программное обеспечение не покрывает полностью потребности Заказчика. Возникают двухсторонние претензии.


       Выше перечисленные проблемы можно частично разрешить с помощью метода, дающего гарантированный результат. Перед тем как дать его описание, повторим базовые требования:

  1. Конечный результат работы - получение работоспособной информационной системы.
  2. ИС должна решать поставленные задачи с предоставлением новых возможностей.
  3. Необходима реорганизация бизнес-процессов, участвующих в решении.
  4. Ответственность за конечный результат в равной степени распределяется между всеми участниками проекта, т.е. между сотрудниками Исполнителя, и сотрудниками Заказчика.

       Проектирование информационной системы на заказ представляет собой достаточно сложный процесс, связанный с изменением первоначальных требований в ходе "исторического" развития системы. На начальном этапе "общие" требования отождествлены с множеством ситуаций и возможных решений. В дальнейшем система должна отвечать предъявленным к ней требованиям и предлагать методы решения прикладных задач.

       Основа предлагаемого метода заключается в многоэтапности работ. В рамках первого этапа решается задача формализации технического задания на все модули проектируемой информационной системы. В рамках второго этапа - непосредственное программирование и ввод в эксплуатацию частей системы. Следующий этап - развитие системы. При этом каждый этап является самостоятельным и может не иметь продолжения, если в ходе его выполнения выявлены препятствующие этому причины. Каждый этап заканчивается "собственным промежуточным продутом":

  1. Первый этап - техническое задание, методика работы и развития системы. Формирование "договора №01" на основе "базовых" требований Заказчика.
  2. Второй этап - программные модули, входящие в систему. Формирование "договора №02" на основе технического задания, подготовленного по итогам предыдущего этапа.
  3. Третий этап - предложения по развитию системы. Формирование "договора №03" на основе "новых базовых" требований и возможностей эксплуатируемой системы.

Данный подход направлен на достижение следующих целей:

  1. Снижение рисков на всех этапах проектирования информационной системы.
  2. Зависимость финансирования проекта напрямую от динамики его реализации.
  3. Получение нескольких "ключевых" (контрольных) точек для контроля над реализацией проекта и его финансирования.
  4. Организация "защищенности" участников проекта от событий, способных сделать проект "нецелесообразным".

Возможная схема проведения работ:

  1. Первая встреча. Цель - выявление общих требований к системе, подбор специалистов со стороны Заказчика, обладающих полномочиями и желанием участвовать в проекте.
  2. Организация совместной группы. В задачи группы должно входить: проведение предпроектного обследования, предшествующего появлению "договора №01", на базе материалов отражающих текущее состояние дел ("как есть"), с целью получения ТЗ ("как будет").
  3. Закрытие договора №01. Контрольная точка принятия решения о дальнейшей целесообразности и возможности построения информационной системы с заданными требованиями. Производится логическое тестирование технического задания с целью выявления "слабых" мест в системе; разработка документа, отражающего этапы программирования, требования к программным модулям, потребности в реорганизации бизнес-процессов и иные консалтинговые предложения. Окончание этапа - подтвержденное техническое задание, сетевой график работ по программированию, тестированию и вводу в эксплуатацию модулей системы.
  4. Программирование информационной системы. Проектирование программных модулей согласно графика, созданного на предшествующем этапе. Тестирование на уровне Заказчика, тестирование на уровне Исполнителя. "Пробная" эксплуатация модулей системы. Ввод в эксплуатацию. Подготовка документации для пользователей и технических описаний по введенным в эксплуатацию программным модулям. Закрытие выполненных работ.
  5. Закрытие договора №02. Формирование отчетов по модулям системы. Предоставление методик, рекомендаций по эксплуатации ИС. Предоставление ER-модели структуры БД, описание проектных отношений таблиц, их структуры и структуры логических отношений. Предоставление рекомендаций по развитию системы.

Итоговые результаты
  1. Работа разделена на два логического этапа: этап проектирования модели системы и этап ее воплощения. При этом каждый этап является самостоятельным и его окончание обусловлено выпуском соответствующего "законченного продукта".
  2. В совместную группу входят сотрудники Заказчика, имеющие полномочия и заинтересованность в конечном результате.
  3. Техническое задание отражает как требования к системе, так и необходимые ресурсы.
  4. Работы по программированию ведутся согласно сетевого плана-графика реализации, с отражением необходимых ресурсов на каждом этапе выполнения работ.
  5. Поэтапный ввод в эксплуатацию частей системы предоставляет возможность начать использование программных модулей на самых ранних этапах. Это, в свою очередь, позволяет более равномерно осуществлять подготовку персонала, его адаптацию к новым требованиям и возможностям.
  6. Структура системы предполагает функциональное развитие.
  7. Выполненные работы документированы, присутствует общее описание структуры базы данных, каждый программный модуль имеет техническое описание и руководство пользователя.

© Москва 1999г. НПФ "И.В.А." В.Горшков


Перейти в раздел "Публикации"

©1991-2000 НПФ "И.В.А."
Дизайн:TDV